Витражи на кухне: применение витражных стекол в интерьере и технология их изготовления

Кухня — помещение утилитарное, за счет предназначения создающее сложные условия, потому требования к мебели повышены, а возможности декора, наоборот, снижены. Однако душа просит гармонии, красоты, уюта и оригинальности, неповторимой атмосферы, свойственной конкретному дому. Один из способов сделать интерьер неординарным — использовать витражное стекло. Но подходят ли витражи для кухни? Разбираемся, что собой представляют витражные стекла, как их изготавливают и используют.

Содержание

Как создают витражи ↑

Технология изготовления витражей практически не менялась на протяжении нескольких веков. Классический витраж собирают из нарезанных по рисунку цветных стекол с обработанной кромкой. Скрепляют детали металлической протяжкой, а затем припаивают ее к стеклу. Металл выполняет две функции: утилитарную (каркас витража) и эстетическую (кромка рисунка). В увеличении размера классический витраж ограничивают, пожалуй, только фантазия и физические возможности мастера. Хотя и место применения — у изделий весьма солидный вес. А вот создание мелких витиеватых деталей для сложных орнаментов ограничивает металл. Но на помощь приходит техника «Тиффани».

Изготовление витражей в технике «Тиффани» ↑

Вместо стандартной протяжки используют медную фольгу (ленту). Конечно, фольга ничего не держит, потому применяют оловянный припой. Стеклянным деталям придают нужную форму, обрабатывают края, обтягивают медной лентой и спаивают элементы между собой. Витраж, созданный в технике «Тиффани», гораздо легче классического и подходит для потолка. Фрагменты могут быть сколь угодно мелкими, причудливыми по форме. Стекло обрабатывают вручную.

Видео: витражные стекла в технике «Тиффани» ↑

И здесь у каждого фрагмента получается металлическая кромка. Не нравится? Тогда к вашим услугам фьюзинг.

Изготовление витражей в технике «Фьюзинг» ↑

Название термина — заимствование из английского: fusion — слияние, сплав, расплавленная масса. То есть выходит слияние путем плавления. Именно так и создают витражные стекла: подготовленные заранее стеклянные элементы раскладывают на основе, создавая орнамент; помещают заготовку в печь, где детали спекаются — получают цельное декоративное стекло. И никаких металлических кромок (впрочем, это дело вкуса).

Толщина, фактура, рельефность, объемность, размер, форма — все это разное. Главное — витражи, изготовленные по технологии «Фьюзинг», не боятся влаги, ими можно декорировать даже баню (если такое желание вдруг появится). Казалось бы, идеальная техника, но размер витража ограничен объемом печи. Тем не менее наиболее широкое применение именно у витражей, выполненных по этой технологии.

Псевдовитражи как альтернатива ↑

Экономичность, наверное, главное их достоинство. Еще — быстрота изготовления. В остальном это, конечно, не витраж, а жалкая подделка, хотя издалека смотрится натурально.

Вблизи очевидно, что стекло не подвергали обработке. Мы бы причислили такое к китчу: с немецкого kitschen — делать тяп-ляп, поверхностно, на скорую руку; Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка».

«Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остается равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни.»

Клемент Гринберг

Псевдовитражи подразделяются на заливные и пленочные. Разница между ними ничтожна: в создании первых применяют лаки и краски, вторых — цветную пленку. Ни о каких фрагментах речь не ведется — на целое стекло наносят шаблон рисунка, потом раскрашивают (или оклеивают) «детали» в разные цвета. Рисунок может быть сколь угодно сложным, а разница в цене между настоящим и псевдовитражом — колоссальна благодаря этой сложности: одно дело каждый фрагмент вырезать и обработать, совсем другое — нарисовать орнамент. Впрочем, свою нишу псевдовитражи нашли легко и быстро. Китч — этим все сказано.

Помимо перечисленных популярных технологий существует еще фацет. И особое место занимает пескоструйная обработка витражных стекол, применяемая как в изготовлении классических витражей, так и в декорировании обычных стеклянных фасадов.

Видео: изготовление «витражных» стекол в технике DecraLed ↑

В ролике показано изготовление витражей в технике DecraLed. Это стандартный способ с использованием пленки, свинцовой протяжки и фацетных элементов.

Витражи Bossy и Bevels ↑

Техника Bossy представляет собой соединение фьюзинга и DecraLed. Фацетные элементы для изготовления витражей заранее проходят термообработку — в этом и состоит роль фьюзинга (технологию применяют в производстве декоративных деталей, а не витражных стекол; а если выложить орнамент не запеченным стеклом, а пуговицами, бисером, свинцовой дробью? бумагой? витражи оригами?). Мастера используют уже готовые элементы с протяжкой или без, попросту располагая на основе в нужном порядке и закрепляя клеем. Для затвердения клеевого состава витраж подвергают обработке ультрафиолетовым излучением.

Техника не нова — для придания изображению объемности художники и несколько столетий назад использовали вставки, вот только делали их из драгоценных и полудрагоценных камней и не запекали, а шлифовали, гранили. Метод ближе к инкрустации, чем к фьюзингу, несмотря на то что детали проходят через печь — ведь к самому витражу длительная термообработка никакого отношения не имеет. Орнамент может полностью состоять из хрустальных фацетных элементов — такие витражи называют Bevels.

витражи

Настоящие и псевдовитражи

Пескоструйная обработка стекла ↑

Метод пескоструйной обработки основан на использовании кинетической энергии: масса абразивных частиц, подаваемая воздушной (газ, жидкость) струей под давлением, воздействует на поверхность — выбивает микрочастицы стекла, и оно становится матовым. Степень матирования регулируют путем изменения давления и фракции абразива. Гладкость поверхности зависит от времени воздействия и абразивного материала — стекло получается ровным или зернистым.

рельефное стекло

На фото вовсе не вода — это рельефное стекло после пескоструйной обработки

Как на стекло наносят рисунок ↑

Ажурные решетки, сложные орнаменты, сюжетные композиции получают при помощи трафаретов. В первую очередь узор создают в программе Corel DRAW. Затем рисунок распечатывают и вырезают трафарет. Материал для него выбирают в зависимости от задачи и оборудования. Металлический лист неплох, но надо как-то нанести рисунок и вырезать его. К тому же пресловутый срок службы (одно из достоинств металлических трафаретов) играет роль, только когда делают огромное количество деталей с одинаковым орнаментом.

Чаще всего для изготовления трафаретов используют самоклеющуюся пленку и плоттер с программным управлением, сразу вырезающий по рисунку без каких-либо распечаток. Орнамент может быть архисложным — для хорошего оборудования это не проблема.

Приклеив трафарет, стекло подают на пескоструйную обработку. Трафарет может полностью закрывать стекло, оставляя открытым для обработки лишь рисунок, или наоборот — представляет собой орнамент (после обработки получается прозрачный узор на матовом фоне).

 

ww3
ww4
ww5

Один из вариантов получения орнамента — обработка стекла с двух сторон. Поверхность утрачивает прозрачность, но приобретает визуальную объемность. Получается нечто сродни 3D эффекту. В такой обработке очень важно точно совместить трафареты.

Увеличение времени обработки приводит к углублению изображения, его сходству с гравировкой или барельефом. Использование нескольких слоев трафаретов — способ добиться многоуровневой картинки. Оригинально смотрятся рисунки на зеркалах — в зависимости от количества удаленной амальгамы получается либо морозный узор, либо зеркальный орнамент. Рисунок, нанесенный с фасадной стороны зеркала, отражается — создается видимость объемности.

Знакомьтесь: это бластинг ↑

Абразивная струйная обработка, пескоструйная обработка — громоздкие словосочетания. Их успешно замещает заимствование из английского — бластинг(blasting, blast — дутье, sandblast — пескоструйный). Пескоструйный пистолет называют бластером. Изобретатель метода Бенджамин Тилман, американец из Филадельфии, описывал процесс как метание песка, что наиболее полно выражает суть способа.

стекло

Обработанное стекло

Тилман запатентовал изобретение в 1870-м. Прошло почти полтора века. Сегодня твердость частиц не имеет приоритетного значения — используют сухой лед (криобластинг), бикарбонат натрия (сода-бластинг) и проч., однако сам метод практически не претерпел изменений.

Внедряли его вовсе не для изготовления витражных стекол, а с целью очистки поверхностей, их упрочнения, удаления огрехов (заусенцы, окалина), и только потом — декорирования (выравнивания, получения эффекта зернистости, рельефности). В качестве абразива уже тогда использовали не только кварцевый песок — применяли керамику, железную, свинцовую дробь, любые другие твердые частицы, по типу схожие с песком.

Естественные абразивы:

  • алмаз,
  • гранат,
  • инфузорная земля,
  • кварц,
  • корунд,
  • красный железняк,
  • мел,
  • наждак,
  • пемза,
  • полевой шпат,
  • трепел.

Синтетические абразивы:

  • алмаз (искусственный);
  • боразон;
  • двуокиси олова, титана и церия;
  • карбиды бора и кремния;
  • крокусы зеленый и красный;
  • минеральный шлак;
  • нитриды алюминия, кремния, углерода;
  • оксид циркония;
  • сплав бора с углеродом и кремнием;
  • электрокорунд.

Новое направление — магнитный бластинг (как абразив используют материалы с высокими магнитными свойствами). Обработанное таким образом стекло не теряет прозрачности — это сохраняет его утилитарную функцию при уникальном внешнем виде.

стекло

Стильное решение

Как и в случае с витражами, не обошлось без китча: пескоструйную обработку имитируют при помощи специальных матирующих паст (травление, нанесение орнамента по трафарету).

Варианты использования витражей на кухне ↑

Считается, что использование витражей на кухне — смелое решение. Насчет смелости не скажем, но вариант точно не из дешевых — псевдовитражи нежелательны, поскольку плохо приспособлены к свойственным помещению условиям: перепаду температур, повышенной влажности. Интерьер преображается весьма существенно, но и стоить это будет немало (ручная работа всегда дорога) в случае выбора классики или тиффани.

кухня

Изысканные витражи, благородная патина — декор для классической кухни премиум-класса

Витражные стекла для мебельных фасадов ↑

Традиционно витражные стекла применяют в изготовлении мебельных фасадов. В основном используют материал, в той или иной степени подвергнутый пескоструйной обработке. На фото классические витражи. Стекла прозрачные и слегка матированные, что создает эффект наледи и причудливых морозных рисунков.

Здесь совсем нет обработки: стекло прозрачное, минимум красных фрагментов, но форма деталей создает впечатление кружевной легкости.

Витраж выполнен в технике «Тиффани», но центральная картина нанесена на стекло специальными красками (используют в работе с фарфором) с обратной стороны — в противном случае на изготовление ушли бы десятилетия. Фрагменты картины соединены согласно технологии. Обратите внимание на удачное освещение. В результате зона фартука становится центральной, притягивает внимание, превалирует.

ww9
ww10
ww11

Может показаться, что витражные стекла прибыли из прошлого, но это не всегда так. Конечно, когда витраж выглядит, как на фото ниже, отсылка очевидна, причем даже к стилю ретро такие фасады сложно отнести — не позволяет «аромат» средневековья, античные мотивы.

Наиболее органично фасады с витражными стеклами смотрятся в классическом интерьере.

ww12
ww13
ww14

Но витражные стекла (включая выполненные по классической технологии) с геометрическим орнаментом великолепно вписываются и в современный интерьер. Они будут гармоничны даже на кухне, оформленной в стиле хай-тек, и найдут себе место в лофте.

Витражные стекла в окнах и дверях ↑

Тем, кто не приемлет стеклянные фасады, но хотел бы пристроить витражи на кухне, помогут окна. Их можно декорировать полностью (при наличии в помещении ламп дневного света).

ww17
ww16
ww15

Форма окна, интерьер попросту требуют витражного стекла — помещение напоминает комнату во дворце.

ww18
ww19
ww20

Повторимся, традиционные растительные мотивы не обязательны. Кстати, геометрические орнаменты проще делать, а значит, витраж обойдется дешевле.

ww21
ww22
ww23

Частичная замена оконных стекол витражными также смотрится весьма привлекательно — и естественного света в кухне больше.

Бластинг матирует стекло, но свет оно пропускает в достаточном количестве. Немного цветных деталей — и стекла больше похожи на картины, чем на обычные оконные.

ww24
ww25
ww26

Витражами можно «продолжить» окно. При соответствующем орнаменте композиция существенно расширит пространство визуально.

Изменение формы окна не проблема, если подойти к делу творчески и грамотно, особенно в части освещения.

Создание псевдо окна в неожиданном месте тоже вполне по силам витражным стеклам.

ww27
ww28
ww29

Традиционные и псевдовитражи можно использовать для декора зонирующих элементов — дверей, перегородок.

ww36
ww37
ww38
ww39
ww40
ww41

Необычные решения ↑

Причудливый витраж вместо скинали не слишком-то практичен (сложно мыть: в этом плане предпочтительнее гладкая поверхность), но ничто не мешает использовать технологии фрагментарно. Пескоструйная обработка, небольшие витражные вставки преобразят зону «фартука», сделав ее произведением искусства.

Здесь показан простейший вариант — стандартная для скинали пленка и орнамент как элемент псевдовитража на фасаде.

Подвесные потолки с витражными вставками и встроенной подсветкой создают в комнате особую атмосферу.

ww33
ww34
ww35

Эксклюзивным украшением для потолка, выполненного в одной из традиционных технологий, станет витражная люстра или абажур.

Все идеи пересказать нереально — возможности применения витражных стекол, в том числе и на кухне, непомерно широки. Из стекла можно собрать практически любой орнамент — от звездного неба до автомобильной разметки, от божьей коровки до Садов Семирамиды. Витражи в окнах, дверях, мебельных фасадах, на потолках, отдельными панелями, перегородками и даже как аксессуары — возможно все.

ww30
ww31
ww32

Главное — желание. Отпустите фантазию на волю — она вернется со знатной добычей, и вашей кухне будут завидовать остальные помещения в доме, а не только люди.

Видео: витражи в интерьере кухни ↑

Подборка ярких идей:

Дизайн кухни с витражными мотивами:



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...


Добавление комментария